~Обо Всем~
~Статьи~
~Статьи Extra~
~Файлы~



 


~ A5M4
( 2 Проголосовало )
A5M4

В феврале 1934 года командование японского флота разработало требования к палубному истребителю 9-Си. Предполагалось, что в конкурсе будут участвовать фирмы "Кавасаки", "Мицубиси" и "Накадзима", но все они участвовали в это время в другом конкурсе, объявленном штабом армейской авиации. Фирма "Мицубиси", опоздав к этому конкурсу с проектом истребителя Ki-14 (главный конструктор Й.Хирокоми), решила выставить его на конкурс морской авиации. 4 февраля 1935 года лётчик-испытатель Кагамигахара впервые поднял протитип в небо. После длительной доводки самолёт был принят на вооружение японского флота под обозначением A5M (тип 96). Он стал первым чисто японским палубным истребителем. Серийное производство началось осенью 1936 года на заводе фирмы в Нагое.

A5M построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок с развитым отъёмным гаргротом. Крыло двухлонжеронное, эллиптическое в плане. Механизация крыла состояла из простейших закрылков. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Колёса и основные стойки шасси закрыты обтекателями. В хвостовой части имелся посадочный гак. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Накадзима "Котобуки" с двухлопастным (позже трёхлопастным) деревянным воздушным винтом изменяемого шага фирмы "Сумимото". Самолёты поздних серий комплектовались радиостанцией. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов Тип-89 с боекомплектом по 400 патронов на ствол. Под крылом могли подвешиваться 2 бомбы по 30 кг.

Существовали следующие модификации:

  • Ka-14 - прототип. Отличался крылом типа перевёрнутая "чайка", двигателем "Котобуки" 5 мощностью 550 л.с. (на втором прототипе "Котобуки" 3 мощностью 640 л.с.). Первый полёт 4 февраля 1935 года.
  • A5M1 (тип 96) - первый серийный вариант. Отличался двигателем "Котобуки" 2КАИ-1 мощностью 580 л.с. Выпускался в 1936-1937 годах.
  • A5M2-Ко ("модель 2-1") - с двигателем "Котобуки" 2КАИ-3A мощностью 610 л.с. Выпускался с июля 1937 года.
  • A5M2-Оцу ("модель 2-2") - с двигателем "Котобуки" 3 мощностью 640 л.с. Отличался капотом NASA с "юбкой", трёхлопастным винтом, закрытым фонарём кабины. Выпускался с конца 1937 года.
  • A5M3-Ко - опытный с двигателем Испано-Сюиза и 20-мм мотор-пушкой. В 1937 году изготовлено 2 самолёта.
  • A5M4 ("модель 4", "модель 24") - с двигателем "Котобуки" 41 мощностью 710 л.с. Отличался открытой кабиной, возможностью подвески ПТБ на 160 л. Выпускался с 1938 года.
  • A5M4 ("модель 34") - с двигателем "Котобуки" 41КАИ.
  • A5M4-К - учебный. Отличался двухместной кабиной, большим гаргротом, 2 небольшими килями под хвостовой частью фюзеляжа, отсутствием обтекателей шасси. Разработан в 1940 году 11 арсеналом.
  • Ki-18 - сухопутный истребитель (опытный). Отличался двигателем "Котобуки" 3, отсутсвием авианосного оборудования.
  • Ki-33 - вариант Ki-18 с двигателем Накадзима Ха-1a. Изготовлено 2 самолёта.

В целом A5M был на уровне современных ему требований к морскому истребителю. Самолёт обладал хорошей устойчивостью и маневренностью, был прост в технике пилотирования. Однако его конструкция не имела резервов для дальнейшего усовершенствования. Его вооружение было слабым, бронирование полностью отсутствовало, топливные баки были непротектированными, крыло обладало недостаточной прочностью. Но это не помешало ему активно спользоваться в предвоенный период для массовой подготовки кадров палубной авиации Японии.

A5M серийно выпускался в 1936-1941 годах на заводах "Мицубиси" в Нагое, "Ватанабе" в Сасэбо и 11 арсеналом ВМФ в Омура. Учебные модификации выпускались до 1943 года. Всего изготовлено 1095 самолётов всех модификаций.

В боевых действиях самолёт активно использовался японцами в Китае, у озера Хасан и на Халхин-Голе. К началу Второй мировой войны A5M стал заменятся более современным A6M и передаваться в учебные части, но продолжал использоваться в боях на Филиппинах и в Бирме до 1942 года. С сентября 1941 года использовался в частях ПВО в Японии и на маршаловых островах. На вооружении тыловых и учебных частей, а также ВВС марионеточного государства Манчжоу-Го, A5M состоял до 1944 года. Несколько самолётов в 1945 году использовались лётчиками-камикадзе.

Технические характеристики:

МодификацияA5M1A5M4
Двигатель "Котобуки-2 Каи-1" "Котобуки-41"
Взлётная мощность, л.с. 580 710
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,00
7,71
3,20
11,00
7,57
3,27
Площадь крыла, м2 17,8 17,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

1075
1216
1500
1671
Скорость, км/ч:

максимальная на высоте
крейсерская

400
347
430
352
Дальность полёта максимальная, км 705 1200
Практический потолок, м 8900 9800
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение: 2х7,69 2х7,69
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить




Наш Мини Чат

Сейчас на сайте

 
   
CY-PR.com
Rambler's Top100