~Обо Всем~
~Статьи~
~Статьи Extra~
~Файлы~



 


Чьи асы лучше?
( 13 Проголосовало )

Чьи асы были лучше?

Ответ на этот вопрос лежит не в числах сбитых самолётов и не в их ТТХ. Но его можно легко обнаружить, читая биографии именитых асов и обращая внимание на то, кто чем хвалится.

Например, если взять любого из лучших немецких асов, можно сделать вывод, что самое важное для любого аса – это умение «охотиться» и биться на вертикалях. Как правило, эти два умения сводятся к одному: долго лететь за группой вражеских самолётов, определить кто из них самый слабый, стремительно его атаковать и удрать. Звучит поэтично. Но как это выглядит на практике? К примеру, летит группа русских самолётов на штурмовку немецких позиций. Тут крутой Хартманн сбивает новичка. Ура! Ещё одна запись в книжке пилота. И неважно, что остальные спокойно отстрелялись, и это стоило жизни сотне немцев, зато «Ас» себе ещё крестик нарисует на самолёте. Не говоря о том, что убийство новичка не приносит никакой пользы. Потому что завтра на его месте будет новый новичок. И самолётов союзники вместе взятые произвели больше, чем страны Оси. То есть подобная «охота» приносит пользу только пилоту, и то не всегда, учитывая что Хартманн и его коллеги – «охотники» были сбиты по много раз и непонятно как столько раз выживали.

Аналогичная ситуация была и на западном фронте. Союзническим бомбардировщикам немецкие асы, как правило, давали спокойно долететь до цели и спокойно отбомбиться, не раздражая их почём зря (а то ведь и промазать могут). После этого храбрые «птенцы Геринга» начинали поливать самолёты союзников свинцом изо всех сил. Непонятно, почему они так делали, но учитывая численное превосходство союзников, ни к чему хорошему это привести не могло, при чём как для пилотов, так и для целей бомбардировщиков.

Конечно, такими были не все немецкие пилоты. Такими были лучшие. Те, которые подавали пример и те, кто дожил до конца войны и рассказал о своих методах.

Теперь прочитаем про русских асов. К примеру, Покрышкин считал, что «он не должен крыльями бомбы ловить». То есть, немецкие бомбардировщики нужно встречать далеко от советских позиций. Кроме того, необходимо атаковать головную машину с тем, чтобы деморализовать остальных и заставить их сбросить бомбы над своей территорией. Подобная тактика, в случае успеха, приводила к сбережению жизней наземных войск и понижению уровня мастерства немецких пилотов, поскольку в головных машинах кто попало не летает. И даже если сегодня сбита только головная машина, это уже успех, а нового аса нужно долго готовить.

Можно ещё поговорить о советских таранах. Принято считать, что это что-то вроде действий камикадзе. Однако если изучить этот вопрос получше, то оказывается, что некоторые советские пилоты на одном и том же самолёте делали таран по три раза. Это говорит о том, что таран – это не всегда прямое столкновение двух самолётов, чаще это срезание хвоста вражеского самолёта винтом или крылом. И чтобы использовать один и тот же самолёт для тарана, нужно иметь выдающиеся способности для пилотирования и крепкий самолёт. Кроме того, показав немецким пилотам решимость отрубить им хвост любой ценой, советские пилоты заставляли немцев отворачивать от цели, даже только имитируя таран. Таким образом, советские пилоты, отпугивая немцев, рисовали себе не так много звёздочек, зато спасали своих наземных братьев по оружию. А таран – это не способ геройски погибнуть, а способ выполнить задачу всеми возможными способами, за исключением «огненного» тарана, то есть ситуации, где самолёт подбит над вражеской территорией и шансов на спасение почти нет, зато можно дорого продать свою жизнь, протаранив вражеский военный объект, будь это танк или поезд или что либо ещё.

Что можно сказать по поводу американских асов? Если всмотреться в их материальную часть, то легко можно заметить, что это совсем не истребители, а истребители-бомбардировщики. Как правило, американские самолёты несли огромную для своего класса бомбовую нагрузку и при этом почти не несли артиллерийского вооружения, заменяя его пулемётами. При всём уважении к храбрым пилотам, если бы не Советский Союз, сбивали бы их «мессеры» и «фоккеры» пачками, а так к концу войны они стадами летали над Германией и всем вокруг рассказывали о своих «умениях».

Похожая ситуация сложилась в Англии. Когда они воевали над своими островами, то побеждали благодаря станциям наведения, которые собирали в нужном месте огромные силы. А когда летали через пролив, становились жертвами асов Люфтваффе без проблем. А с учётом того, что Англия почти всю войну провоевала только авиацией и флотом, а воевала она дольше всех, скромные достижения британских асов совсем не впечатляют.

Про японских пилотов, к сожалению, можно сказать главным образом то, что их национальные самурайские традиции сыграли с ними злую шутку. Ведь пожертвовать собой ради императора это большая честь. Поэтому многие опытные пилоты, которые могли дожить до конца войны и написать о своём видении воздушного боя жертвовали собой слишком часто, а когда их почти не осталось, стало традицией просто таранить врага, поскольку больше всё равно уже ничего нельзя было сделать.

Можно также сравнить личные счета асов разных стран. При этом если говорить о немцах, можно заметить, что с 1939 по 1942 год их асы сбивали по1-3 самолёта в день, в 1943 вдруг стали сбивать по 60 самолётов в неделю, а в 1944 по 15 за вылет. Это при том, что и советские пилоты опыта поднабрались, и материальная часть у всех союзников улучшилась, и тактика сильно изменилась. Иначе говоря, при оценке действительных достижений немецких пилотов каждый сам волен выбирать число, на которое нужно разделить официальные числа сбитых немцами самолётов.

Если говорить о советских достижениях, то они наоборот, занижены, так как до возмущённого выступления Покрышкина самолёты, сбитые над территорией противника и поэтому неподтверждённые наземными войсками, пилотам не засчитывались. Поэтому числа сбитых советскими пилотами самолётов необходимо умножать, правда также каждый должен сам решать на сколько.

Американские пилоты, учитывая более короткий период участия в войне, смогли добиться неплохих результатов. Только добились они этого в основном воюя с японцами, кроме того, используя численное преимущество и технологическое превосходство, нарушая снабжение и уничтожая самолёты скорее бомбами, нежели пушками, а также залетая глубоко в тыл и «охотясь».

Английские пилоты не смогли добиться за 6 лет значительных личных результатов возможно благодаря своим самолётам, а возможно благодаря консервативной тактике своих ВВС. В любом случае, британские пилоты-истребители с любой точки зрения показали себя хуже всех пилотов среди крупных воюющих стран.

Исходя из вышеизложенного, можно поставить условный знак равенства между асами СССР и Германии с точки зрения результативности и материальной части, на втором месте будет безусловно США и её мощная промышленность, на третьем Япония со своими самураями, на последнем месте Англия.

Алексей Осипчук.

 

Комментарии  

 
0 #1 Lucius 22.12.2014 07:20
Вот тут советский летчик-истребитель, воевавший на Яках - Владимир Дубровский, рассказывает, как на самом деле немецкие летчики считали победы. И почему их так много в том числе.
http://www.staroeradio.ru/audio/16062
 



Наш Мини Чат

Сейчас на сайте

 
   
CY-PR.com
Rambler's Top100