Во многих книгах, фильмах и статьях предпринимаются попытки сравнивать Ил-2 и Ju-87. При этом бросается в глаза не столько разница в классах самолётов и их возможностях, сколько разница в тактике их применения.
Начнём с Ju-87. Он был идеальным в начале второй мировой. А почему? Да потому, что соответствовал тактическим приёмам наземных войск. А именно условиям блицкрига.
Остановимся на тактике блицкрига. Она основывается на том, что вместо традиционной фронтальной атаки оборона противника прорывается на узком участке, в прорыв колонной проезжают моторизованные части и в глубоком тылу соединяются с другой колонной, прорвавшейся в другом месте, окружая часть войск, лишая его снабжения и принуждая к сдаче. При этом пехота едва успевает за моторизованными частями, а пикировщикам необходимо либо помогать в первоначальном прорыве, либо уничтожать попадающиеся на пути колонны очаги сопротивления, либо добивать окружённых.
При этом любому противнику было трудно придумать что либо против этого, поскольку во многих странах позиционная стратегия считалась самой надёжной, а немецкие колонны были надёжно прикрыты либо истребителями, либо зенитками, по производству которых Германия превосходила СССР и другие государства, уступая им в производстве других видов оружия.
В ситуации когда сделать ничего нельзя и появляется И л-2. Ведь попытки бомбить немецкие колонны предпринимались и раньше, и не только советскими ВВС. Но с появлением «Илов» всё серьёзно поменялось - ведь с земли Ил-2 не так просто сбить. В то время как ему достаточно дать короткую очередь из всех стволов и можно уже даже не бомбить. И его несущая броня всё- таки не шутка. И идеальная точность штурмовику ни к чему. Тем более что он атакует не с пикирования, а значит спокойнее прицеливается и экипаж не испытывает сильных перегрузок. А немцам для быстрого окружения нужно двигаться быстро, и растягивать колонну нельзя, потому что теряется ударная сила против наземных войск. И с дороги свернуть нельзя – застрянешь. Так что штурмовикам достаточно летать вдоль магистралей и стрелять по колее. И тут вспоминается огневая мощь Ил-2, которая вкупе с бронированием позволяет переломать много техники и живой силы.
Когда немцы сначала временно, а потом всё чаще стали переходить от маневренных действий к позиционным , можно предположить, что это произошло не потому, что Гитлер такой дурак и не доверяет своим солдатам, а как раз наоборот – в условиях ограниченности ресурсов, при чём как материальных, так и человеческих, приходится на чём-то экономить. Ведь учитывая число одновременно находящихся на фронте штурмовиков, никакая передислокация войск не могла произойти без потерь. И снабжение по воздуху было необходимо не только окружённым войскам, но и там, где половину транспорта пустили под откос партизаны, половину расстреляли штурмовики.
Классическим случаем вынужденного перехода немцев к позиционной стратегии является Ржевско-Вяземская операция. Ведь после поражения под Москвой немцы всё ещё были очень сильны, однако 13 месяцев дрались лоб в лоб с русскими за Ржев. А почему? Да потому что всё что у них из транспорта было они потеряли под Москвой, а Ржев это крупный железнодорожный узел, который был единственной надеждой на снабжение и который никому не выгодно было разрушать.
Если говорить об отступлениях немцев, то тут стрелять нужно было уже не по колоннам, а по пробкам, образованным большим числом техники, жмущейся к имеющимся дорогам. И тут последствия пролёта «Илов» трудно переоценить.
Если вернуться к юнкерсам, то они конечно могли бомбу танку на башню положить, но при возраставшей истребительной и зенитной защите они сами всё чаще бывали сбиты, кроме того не могли штурмовать, поскольку побросав бомбы с двумя пушками или пулемётами мало что из себя представляли, да и бронирования мощного не имели. Лучшее на что они были способны под конец войны – это подождать когда «Илы» и «Пешки» с сопровождением пролетят над ними, а уж потом в чистом небе да при условии растянутости наступающих войск и их зенитных средств как-то проявить себя.
Кроме того, Илы ещё и самолёты сбивали, при чём и грузовые, и бомбардировщики и если повезёт истребители, чего «Штука» не могла.
Так что Ил-2 это не просто штурмовик, а ещё и борец с блицкригом, передислокацией и любому движению немцев по оккупированной территории вообще.
Алексей Осипчук
|