~Обо Всем~
~Статьи~
~Статьи Extra~
~Файлы~



 


Владимир Иванович Петляков
( 2 Проголосовало )

petlyakov

Владимир Иванович Петляков - биография  

 

 

Владимир Михайлович Петляков (1891-1942), российский авиаконструктор. Участник разработки первых тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Создал бомбардировщики Пе-8 и Пе-2. Государственная премия СССР (1941). Погиб в авиационной катастрофе.

 

«Владимир Михайлович Петляков - советский авиаконструктор - родился в 1891 году. В 1922 году он окончил Московское высшее техническое училище и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Андрея Туполева.

 

Конструкторская бригада Владимира Петлякова построила пятимоторный самолет «АНТ-14» («Правда») и гигант «АНТ-20» («Максим Горький»), который в 1933-1934 годах был самым крупным сухопутным самолетом в мире.

 

Самостоятельную работу В. М. Петляков начал с улучшения самолета «ТБ-3». Она дала конструктору большой опыт в создании скоростных тяжелых самолетов. Приобретенный опыт он блестяще использовал в работе над самолетом «Пе-8».

 

Незадолго до Великой Отечественной войны Владимир Петляков создает широко известный пикирующий бомбардировщик «Пе-2». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с.248

 

Владимир Петляков родился в селе Сембек Ростовского (на Дону) уезда. После смерти отца многодетная семья перебирается в Таганрог. В этом городе он заканчивает приходскую школу, затем техническое училище. Работает в железнодорожных мастерских помощником машиниста. Увлечение техникой приводит его в Московское высшее техническое училище, которое он с перерывом окончил в 1921 году. Руководитель его дипломной работы А. Туполев пригласил Петлякова к себе в Центральный аэрогидродинамический институт.

 

В конструкторском бюро Владимир Петляков участвует в проектировании самолетов АНТ-2, АНТ-4, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7 и других машин. Он был одним из создателей самолета «Максим Горький» (он проектировал крылья).

 

Владимир Петляков работал главным конструктором Казанского авиационного завода. Широкую известность конструктору принесли две его собственные машины - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2. Создавая эти машины, он стремился сделать их минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства. Эти машины выпускались на Казанском авиационном заводе. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной звезды. Лауреат Сталинской премии.

 

12 января 1942 г Владимир Петляков вылетел в Москву, однако самолет вследствие пожара разбился в районе Арзамаса. Похоронен на Арском кладбище». Амиров К. Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. - Казань: Издательство "Казань", 1995, с.197

 

Основным предназначением возведенного на северной окраине города завода № 124 имени Орджоникидзе стал выпуск тяжелых бомбардировщиков. С началом войны специализация предприятия (после эвакуации сюда московского завода и объединения с ним оно получило новое название - № 22 имени С.П. Горбунова) претерпела некоторые изменения. С 1941 по 1945 год было выпущено около 10 тысяч тактических пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2. Если добавить к этому более 10 тысяч ПО-2, выпущенных заводом № 387, то получается, что почти каждый шестой самолет Великой Отечественной войны (с нашей, разумеется, стороны) получил путевку в небо в Казани.

 

Четырехмоторный самолет Владимира Петлякова, носивший вначале название АНТ-42, затем ТБ-7 и только после трагической и загадочной смерти своего создателя получивший по постановлению ГКО от 9 сентября 1942 года окончательное название ПЕ-8, был для своего времени сгустком новейших достижений техники. Его первые экземпляры по скорости на высоте 8-10 километров превосходили в 1936 году все бомбардировщики этого класса и не уступали большинству истребителей. По дальности полета и бомбовой нагрузке он в первые годы второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин всех воюющих стран...

 

pe2 

Этот самолет знаком многим — основной фронтовой бомбардировщик СССР во Второй мировой и, пожалуй, наиболее известный из всех советских бомбардировщиков того времени.

 

Разрабатывался под руководством генерального конструктора Владимира Михайловича Петлякова. За годы войны было выпущено свыше 10 тысяч «пешек» всех модификаций. Хотя первоначально самолет конструировался как высотный истребитель-перехватчик, требования времени в итоге вынудили создателей Пе-2 переключиться на модернизацию самолета в пикирующий бомбардировщик, в роли которого он замечательно показал себя с первого до последнего дня войны.

 

Пе-2 мог взять на борт до 1000 кг бомб (в зависимости от модификации), был оборудован пушками и пулеметами, иногда — для борьбы с танками — на внешней подвеске самолета крепились реактивные снаряды. Довольно слабая защита самолета по ходу войны улучшалась — на поздних модификациях устанавливалось дополнительное вооружение для защиты от истребителей противника. Хотя Пе-2 считался пикирующим бомбардировщиком, он часто применялся и как линейный бомбардировщик — установленный на самолете бомбовый прицел ОПБ-1М позволял поражать цели с большой высоты. При встрече с истребителями противника Пе-2 мог уйти от боя только за счет того, что его скорость была весьма высокой. По этой же причине бомбардировщик широко использовался для дневных налетов. Потери среди экипажей «пешек» были немалыми, особенно среди стрелков и штурманов, — сказывалась плохое бронирование самолета. Кроме того, Пе-2 был весьма сложен в управлении, а в начале войны опытных летчиков было немного, тем более что сама машина поступила на вооружение совсем недавно. Однако были и женские экипажи Пе-2, успешно воевал даже целый женский полк — 587 БАП (впоследствии 125 гв. БАП).

 

Пе-2 заслужил уважение уже в начале войны, когда авиация СССР получила жестокий удар, лишившись большого количества самолетов. Ни о каком господстве в воздухе не могло быть и речи, но это обстоятельство не помешало группе из шести «пешек» 40-го полка ВВС Черноморского флота нанести бомбовый удар по городу Плоешти в Румынии. В результате было уничтожено около 250 тысяч тонн нефтепродуктов, на тушение пожара ушло три дня, а Румыния заявила, что в налете участвовало несколько сотен советских бомбардировщиков. И это при том, что пилоты из группы капитана А. Цурцуллина, командовавшего вылетом, начали изучать самолет всего за несколько дней до этого полета! Потом была и битва за Москву, и Сталинград, и Курская дуга... Везде самолет помогал советским солдатам одерживать победу за победой. Последний боевой вылет Пе-2 совершил уже во время войны с Японией.

 

После войны выпуск Пе-2 был остановлен. На смену бомбардировщику пришел более совершенный Ту-2, и к 1948 году «пешек» в строю почти не осталось. Но Пе-2 еще некоторое время применялись в ВВС Болгарии и Югославии.

 

 


Наш Мини Чат

Сейчас на сайте

 
   
CY-PR.com
Rambler's Top100